Архив

Минэкономики Беларуси опубликовало проект национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 г.

24.11.2014

Министерство экономики Республики Беларусь выносит на общественное обсуждение проект «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.». В нем разработаны концептуальные положения долгосрочного развития в области экономики, социальной политики и экологической безопасности, обозначены основные приоритеты и направления деятельности государства и общества по повышению  конкурентоспособности национальной экономики, уровня и  качества жизни белорусских граждан, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.

Проект Национальной стратегии подготовлен  Министерством экономики Республики Беларусь совместно с Научно-исследовательским экономическим институтом при участии органов государственного управления, облисполкомов, НАН Беларуси, представителей бизнес-сообщества и экспертной поддержке международных организаций (агентств и представительств ООН/ПРООН в Республике Беларусь, Всемирного банка, Минского международного образовательного центра им. Й. Рау и др.).

Проект документа рассмотрен на заседании Межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители органов государственного управления, бизнеса и научных кругов.

В части, посвященной развитию науки и технологий, в качестве главной цели декларируется построение экономики, основанной «на инновациях, эффективном использовании национальных ресурсов и сравнительных конкурентных преимуществ страны», а в качестве стратегии развития экономики — «в одних секторах – догоняющее развитие при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов, в других – стратегия лидерства с максимальным использованием собственных продвинутых разработок и инноваций и конкурентных преимуществ».

Ожидается, что определяющими направлениями структурной трансформации экономики станут:

– развитие науки и создание высокотехнологичного сектора экономики на базе V и VI технологических укладов (микроэлектроника, фотоника, оптоэлектроника, светодиодная техника, лазерные технологии, космические технологии, тонкая химия, био- и нанотехнологии, высокоточное машиностроение, ИТ-сектор);

– ускоренное развитие инфраструктурных секторов, влияющих на качестве человеческого потенциала (здравоохранение, образование и подготовка кадров, жилищное строительство);

– наращивание экспортного потенциала традиционных секторов экономики путем точечной модернизации и создания новых специализированных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью (производство транспортных средств и сельскохозяйственной техники, станкостроение, производство резиновых и пластмассовых изделий);

– развитие атомной энергетики и возобновляемых источников энергии, расширение экспорта электроэнергии и ее транзита через территорию республики;

– ускоренное развитие производств, базирующихся на переработке местных сырьевых ресурсов, производство продукции по полному технологическому циклу (деревообработка, производство комплексных минеральных удобрений, пищевых продуктов, переработка льна и других видов сельскохозяйственной продукции).

Планируется также содействовать развитию науки и внедрению инноваций в национальную экономику.

Главной задачей государственной политики в научно-технической сфере в 2016–2020 гг. является формирование ключевых элементов национальной инновационной системы как базового механизма управляемого перехода к экономике знаний, сочетающего традиционные и новые институты и механизмы инновационной деятельности, со встраиванием отдельных блоков в региональные и глобальные инновационные системы. Основными направлениями развития научно-технического потенциала в среднесрочный период станут:

– концентрация научно-технологического потенциала на создании высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием специализированных инновационных производств;

– формирование научно-технологических и инновационно-промышленных кластеров по созданию новых технологий вплоть до этапа их промышленного масштабирования;

– создание национальных исследовательских лабораторий и центров, способных осуществлять фундаментальные и прикладные исследования мирового уровня и обеспечивать обоснование прорывных направлений научно-технического развития;

– содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства;

– расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов физическим лицам и субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов, направленных на коммерциализацию объектов промышленной собственности;

– оптимизация государственной бюджетной поддержки научно-исследовательских разработок исходя из критериев их приоритетности, значимости и эффективности для страны;

– создание и развитие государственной системы единой экспертизы в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием ИКТ, а также совершенствование системы организации и проведения государственной научной и научно-технической экспертизы;

– повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов наукоемких производств, развитие института стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах мира и их участие в академическом обмене;

– развитие стандартизации как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития;

– интеграция в мировую систему НИОКР.

В 2021–2030 гг. развитие научно-технической деятельности будет нацелено на достижение устойчивого развития конкурентной на мировом уровне национальной инновационной системы, обеспечивающей генерацию и трансфер принципиально новых научных знаний в прорывных для экономики научно-технологических направлениях. Переход к экономике знаний предполагает:

– завершение системной модернизации и структурной перестройки научной сферы, интегрированной в реальный сектор экономики;

– создание новых научных школ и реализацию стратегических программ НИОКР для достижения технологических прорывов;

– обеспечение интеграции НИС в мировые, европейские и евразийские процессы создания и использования новшеств;

– развитие системы воспроизводства научно-технических кадров для инновационной экономики. 

Критерием оценки эффективности поставленных целей и задач являются целевые показатели развития науки и инноваций, представленные в таблице ниже.

Ознакомиться с полным текстом проекта стратегии и принять участие в его обсуждении можно на сайте Минэкономики Беларуси.