Архив

Объявлен конкурс по морским и водным технологиям в рамках проекта ЕС ERA-NET Cofund MarTERA

26.12.2016

В программе ЕС «Горизонт 2020» принят к финансированию новый проект ERA-NET Cofund “Maritime and Marine Technologies for a New ERA” (2016 – 2021).
Проекты типа ERA-NET Cofund направлены на координацию научных программ стран ЕС и заинтересованных третьих стран и совместное финансирование Европейской комиссией и странами – участниками проекта исследований и разработок по его тематике. Партнерами такого рода проектов являются организации, финансирующие национальные научные программы – министерства, агентства, научные фонды, т.е., в приложении к белорусским реалиям, государственные заказчики. Так, членами консорциума ERA-NET Сofund “Maritime and Marine Technologies for a New ERA” являются 18 министерств и организаций из 17 стран, в том числе Национальная академия наук Беларуси. Общий бюджет проекта, сформированный за счет виртуальных вкладов партнеров (оценочная стоимость работ в области морских/ водных исследований, финансируемых в своих странах организациями-партнерами) и взноса Еврокомиссии составляет 31 118 822,00 Евро.

Основной вид деятельности в проектах ERA-NET Cofund – это организация конкурсов для финансирования совместных научно-технических и инновационных проектов с участием организаций из как минимум трех стран из числа представленных в консорциуме. Причем, участники совместных проектов должны быть исполнителями национальных научных программ по тематике конкурса. Таким образом, в случае успеха поданного на конкурс проекта, обеспеченного национальным финансированием, он получает дополнительное финансирование за счет вклада Еврокомиссии. Если, как в случае “Maritime and Marine Technologies for a New ERA”, в составе консорциума ERA-NET Cofund есть госзаказчик из Беларуси, то все сказанное выше в полной мере относится и к исполнителям отечественных научных программ.

Первый конкурс в рамках ERA-NET Cofund Maritime and Marine Technologies for a New ERA объявлен 16 декабря 2016 г. Он охватывает пять ключевых областей:
1. Экологически чистые морские технологии
Сокращение выбросов;

Измерение выбросов газов (CO2, SOX, NOX, сажа и т.д.);

Менеджмент отработавших и балластных вод;

Оптимизация маршрута, эффективность и менеджмент энергии;

Снижение шума и вибраций;
Инновационные силовые установки;

Технологии для чувствительных регионов;

Менеджмент жизненного цикла;

2. Разработка новых материалов и сооружений
Новые материалы
а) легкие, прочные и стойкие материалы;
б) оценка воздействия на окружающую среду (испытания материалов);
в) объединяющие технологии;
г) «умные» материалы и мета-материалы;
д) и т.д.

Предотвращение биообрастания и коррозии
а) Покрытия;
б) Современные технологии.

Сооружения
а) Разработка, мониторинг, техническое обслуживание и демонтаж морских сооружений;
б) Разработка технологий для экономичного и экологичного устойчивого использования возобновляемых источников энергии моря;
в) Технологии для обнаружения и ликвидации боеприпасов;
г) Устойчивые и экономически эффективные платформы для морских технологий, в том числе многоцелевые морские платформы и суда;
д) Технологии добычи нефти и газа в покрытых льдом районах, а также в экстремальных водных глубинах;
е) Автономные подводные производства и системы добычи нефти и газа;
ж) Подводные структуры;
з) Разработка новых кораблей.

3. Сенсоры, автоматизация, мониторинг и наблюдения
Разработка сенсоров
а) Надежные и эффективные сенсоры для обнаружения, мониторинга и наблюдения (для физических, геологических, химических и биологических измерений, включая дистанционное зондирование);
б) Сенсорные технологии, охватывающие системы наблюдения, мониторинга состояния, подводную навигацию и связь;
в) Определение и измерение выбросов;
г) Системы обеспечения;
д) Минитюаризация сенсоров;
е) Передача данных, E-инфраструктура и телеметрия для передачи данных. Удаленные платформы и системы управления, в том числе спутниковые системы и системы наземного наблюдения (е-навигация)

Мониторинг
а) Подводные технологии для инспекции, вмешательства, мониторинга и контроля (робототехника);
б) Разработка интеллектуальных и экономичных систем и устройств;
в) Планирование маршрута, помощь, методологии навигации и управления  морскими судами, в том числе мульти-кооперативные транспортные средства (в том числе, swarm-технологии);
г) Инновационный, прочный и надежный источник питания для автоматизированных подводных технологий;
д) Улучшенные модели для морских судов и поведения конструкций;
е) Глубоководная морская добыча;
ж) Экологически чистые технологии для эксплуатации глубоководных ресурсов.


4. Современное производство
Продукты высокого качества, глобально конкурентоспособные и экологически чистые;
Оптимизация производства: улучшенные и новые технологии производства для гибкого производства с фокусом на организацию и поставки по цепочкам;
Автоматизация производства;
Новые концепции ориентированных на переработку конструкций для окончательного захоронения судов/ платформ;
Интеллектуальные/ инновационные взаимодействующие компоненты;
Взаимодействие человека и компьютера и расширенная реальность.


5. Безопасность

Концепции индивидуальной безопасности, гармонизированные с навигационными требованиями;
Интеллектуальные системы диагностического обслуживания;
Концепции индивидуальной безопасности, гармонизированные с навигационными требованиями;
Интеллектуальные системы упреждающего технического обслуживания;
ИКТ-инструменты для мониторинга и оптимизации морских операций (например, маршрут в соответствии с лучшими погодными условиями);
Внутренняя маршрутизация по речным путям;
Раннее предупреждение и системы менеджмента несчастных случаев;
Концепции эвакуации и риска;
Системы, поддерживающие принятие решений;
Улучшенные операции, такие как системы динамического позиционирования, системы доков и причалов, автоматизация процесса, оптимизация маршрутов, обращение грузов, подводное вмешательство;
Инструменты ИКТ для мониторинга и оптимизации морских операций (например, маршрутизация в соответствии с лучшими погодными условиями);
Связь с внутренними водными путями;
Раннее предупреждение и аварийные системы управления;
Концепции эвакуации и спасания;
Системы поддержки принятия решений;
Улучшение операций, таких как системы динамического  позиционирования, причаливания и швартовки систем, автоматизации процессов, оптимизированной маршрутизации, обработки грузов, подводного вмешательства.

К участию в нем приглашаются организации Республики Беларусь, участвующие в национальных программах по тематике конкурса.

Дополнительная информация:
Guidelines for Pre-proposal Submission
Call Announcement


Контактное лицо: Наталия Степановна Янкевич, национальная контактная точка «Транспорт» программы «Горизонт 2020», НАН Беларуси, тел. +375 17 2840918, +375 29 3417342, email: lab_12@tut.by.